Сказкотерапия в действии.
Процесс гуманизации и гуманитаризация общественного сознания, происходящий в настоящее время во многих странах, вскрыл и остро обнажил проблемы удовлетворения жизненных потребностей детей с ограниченными возможностями заболевания разных возрастов. А растущая в последние годы детская инвалидность поставила перед обществом задачи удовлетворения особых образовательных потребностей детей с особенностями физического и психического развития.
Возможности лечебного воздействия различных видов искусства активно используются всевозможными арт-терапевтическими направлениями в медицине, психиатрии и специальном образовании. Одним из важных элементов помощи детям-инвалидам, в качестве вспомогательного метода, становится арттерапия.
Метод арттерапии направлен:
-на положительный эмоциональный настрой в группе;
-способствует развитию коммуникативных навыков;
-дает возможность воспитаннику выражать свои чувства в социально приемлемой форме;
-способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков;
-повышает адаптацию способности воспитанника;
-снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.
Арт-терапевтические занятия в кукольном театре на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения, взрослых к ребенку помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, сочиняет, конструирует. Кукольный театр не просто способствует развитию, но связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление).
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы решаем два типа задач:
1 тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка, средствами театра.
2 тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. В решении этих двух типов задач огромную помощь оказывают нам родители.
28.03.2014 года в уютном зале нашего Центра состоялся сеанс «сказкотерапии» в действии, подготовленный родителями воспитанников (Нечесовой В.В., Фоменко Л.В., Котениной О.В., Ситдиковой М.Х.). Большие, красочные куклы и хорошие актёрские данные мам – кукловодов заставили всех ребят с интересом смотреть инсценировку хорошо известных сказок «Курочка ряба» и «Репка». В спектакле было много забавных диалогов и доброго юмора, а поучительный сюжет знакомых всем с детства сказок обогащен встречами и живыми диалогами с персонажами — Дедом, Бабой, Внучкой, собакой Жучкой, Кошкой Муркой, Мышкой, которые помогают детям лучше понять характеры главных героев.
Эффект потрясающий. Ребята воспринимали кукольный театр, они его чувствовали, общение с героями происходило в тактильном и невербальном контакте. Большинство ребят смотрели его на одном дыхании и с удовольствием участвовали в действии.
А чего стоит увидеть глаза родителей этих ребятишек: они наполнены слезами… и радостью.
Каждый ребенок нуждается в сказке, а больной — вдвойне. Знакомство малыша с театром лучше начинать с кукольных представлений в возрасте от 4 лет в почти домашней обстановке и в небольшом зале, поэтому первые спектакли наши воспитанники увидели в зале детской городской библиотеки им. Гайдара, актеры (работники библиотеки) имеют опыт работы и смогли увлечь наших ребят свои артистизмом.
Однако по замыслу педагогического коллектива такие спектакли должны и дальше иметь право на жизнь в стенах нашего Центра, а его воспитанники должны быть «самыми важными» участниками театрального действия, даже если любому из них достанется самая маленькая роль. Ведь без их участия настоящая сказка не состоится.
Ведь занятия в кукольном театре дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и созидающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности, прививает эстетическое воспитание.
|