Социализация
детей-инвалидов и их интеграция в общество остаются одним из самых
болезненных вопросов украинской современности. Все еще нуждаются в
совершенствовании системы финансирования, социального обеспечения,
реабилитационные и учебные программы. Однако, самым острым вопросом в
Украине, на наш взгляд, остается необходимость включения детей с
функциональными ограничениями в полноценную жизнь общества, что
невозможно без внесения соответствующих изменений в действующее
законодательство и изменений в образовательной и оздоровительной
системах. Такие изменения произошли в британском обществе еще в
1980-ых годах. Прежде всего, они связаны с изменениями не только в
организационных структурах, но и с радикальным изменением самого
отношения людей, членов общества к инвалидам. Когда происходят изменения
в общественном сознании, меняется и законодательство того или иного
государства. В Великобритании, в результате Декларации, принятой в 1971
году, о правах лиц с умственной отсталостью, которая определяет, что
человеку с недостатками интеллектуального развития предоставляются те же
права, что и любой другой человеку, и Декларации о правах инвалидов,
которая провозглашает равные гражданские и политических правах всех
инвалидов и устанавливает стандарты для равноправного лечения и доступа к
услугам, принятой в 1971 году, началась интенсивная работа по включению
лиц соответствующей категории к полноценной жизни общества. Осознание
вредности сегрегации, изолированности, отверженности детей с
функциональными ограничениями, привели их родителей, членов семей к
борьбе за их место в середине социума, к отстаиванию их прав как членов
общества. Так, в 1984 году в Лондонском районе Ньюгем, который является
многокультурной, социально-экономической, изолированной внутренней
городской зоной, родители добились успеха во включении своих детей к
обучению в общеобразовательных школы [1]. Группа родителей
детей-инвалидов, которые хотели видеть конец изолированной специальном
образовании выдвинули свои кандидатуры на выборы в районный совет и,
наконец, были избраны. Результатом стала политика совета, которое
признавало права всех детей, независимо от их потребностей, учиться
вместе. Сначала, процесс предусматривал радикальные изменения в
общеобразовательных школах, а не приспособление детей с трудностями в
обучении к уже существующей системе. Сейчас в районе есть только одна
специальная школа, а 1984 году их было восемь. В 1986 году только 7%
детей, имевших трудности в обучении посещали общеобразовательные школы, и
в 2001 году эта цифра возросла до 79%. Независимый отчет сообщал, что
создавая условия для детей с трудностями в обучении, школы сделали
лучшие условия для всех детей, что стало видно из усовершенствованного
доступа в школы и лучших экзаменационных результатов по всему Ньюхеми. Общественные
препятствия встают во многих личинах и присутствуют на всех уровнях
общества. Они отражены в политике и законодательных актах правительств.
Такие препятствия могут быть физическими: неприспособленные к физическим
потребностям инвалидов общественные здания, транспортировки и
рекреационные средства. Они также могут быть в отношении: широко
распространенное недооценка возможностей и потенциала детей-инвалидов
создает препятствия для надлежащего размещения ресурсов. Конвенция о
правах детей 1989 года является первым обязательственно нормой в
международном праве, четко рассматривает и провозглашает человеческие
права детей. Она является выдающимся за того, что содержит статью,
посвященную правам детей-инвалидов. Применение Конвенции о правах детей
контролируется и поддерживается во всем мире на международном уровне
Комитетом по правам детей.