Результаты иппотерапии в лечении аутизма.
Н.А. Мухопадова, иппотерапевт, Воронеж, 2013г.
В течение трех месяцев у меня
проходили лечение четыре ребенка с аутизмом
в различной степени. У троих детей наблюдалась быстрое улучшение в состоянии. Дети стали вести себя
спокойно и расслабленно на лошади и в присутствии посторонних людей (ассистентов и
иппотерапевта), увеличился словарный запас, улучшилось внимание и появилось
акцентирование внимания на обращенную к
ребенку речь. Дети стали выполнять
предложенные им команды более активно, поведение стало более социализировано. Отмечается значительное улучшение памяти – запоминание слов, жестов, движений и
воспроизведение их как по команде, так и
сознательно. Значительно улучшилась
мелкая моторика рук, при этом
отмечается снижение и исчезновение навязчивых движений. Улучшился
аппетит, сон, уменьшилась общая тревожность.
В первую очередь это было связано с тем, что
родители серьезно отнеслись к моим рекомендациям и предписаниям . Один ребенок ходил нерегулярно, от случая к
случаю с большими перерывами. Тем не менее, даже у него наблюдается положительная
динамика, но более медленная по
сравнению с другими.
Иппотерапия дает очень хорошие результаты при аутизме, если
придерживаться рекомендаций специалиста:
Занятия должны
быть регулярными. Не менее 2-3 раз в
неделю. Еженедельно в течение месяца. Один курс должен составлять не менее 10
занятий. Помните - прогресс в состоянии
ребенка зависит не от длительности
каждого занятия, а от их регулярности.
Родителям не
следует« давить» на ребенка. Аутики
очень чувствительны и эмоциональны.
Надо помнить, что справиться со страхом
для аутика в десять раз сложнее, чем для обычного ребенка. Не обязательно сажать ребенка в седло с первого дня. Иппотерапевт сам определит время и
возможность безопасной работы с
ребенком в седле. Ничего страшного в том, что первые два занятия, возможно, вам придется
прогуляться с лошадью пешком за повод, покормить её и просто погладить. Ребенок
должен привыкнуть к размерам лошади и к присутствию лошади рядом. Для аутиков
очень важны запахи и тактильные ощущения, ребенок тоже должен привыкнуть к запаху лошади и к ощущению её шерсти под пальцами. Не пытайтесь
сами приподнять ребенка и поднести к лошади – вы можете его
напугать. Слушайтесь инструктора – он
знает, как подготовить вашего ребенка к спокойной посадке на лошадь. Попытка
«силой» посадить ребенка может вызывать панику и неприятные ощущения у ребенка и спровоцировать
нервозность лошади. Обычно на третье
занятие ребенок спокойно садиться на лошадь.
Не следует перенапрягать ребенка. Лечение
заключается не в длительности одной процедуры, а в регулярности. Инструктор
умеет определять, когда ваш ребенок
начинает «отключаться» от занятий
и утомляется. Доверьтесь инструктору в выборе длительности ваших занятий. Лучше постепенно наращивать
время.
Необходимо помогать инструктору в соблюдении техники безопасности. В начале курса инструктор вам обязательно разъяснит технику
поведения рядом с лошадью. Не
мельтешите возле задних копыт, не бегайте вокруг лошади с ребенком, не повышайте голоса во время занятий, не
дразните лошадь лакомствами. В конечном
итоге нарушение вами техники безопасности
может негативно сказаться не только на процессе лечения, но и причинить вред
вашему здоровью. Обязательно помогите
инструктору с посадкой на лошадь ребенка -
это важно и для безопасности ребенка. Помните, что самый ответственный
момент это посадка и снятие с лошади.
Помогайте иппотерапевту по его
просьбе контролировать ребенка во время
занятий . Строго выполняйте все его команды.
Категорически запрещается ругаться родителям
друг с другом, громко высказывать свое
неудовольствие поведением ребенка,
паниковать, командовать иппотерапевтом.
Лошадь очень
чувствительное животное и если рядом с ней нервничать и вести себя возбужденно,
она начнет нервничать тоже!!!
Важно общение родителей с ребенком во время
занятий . Необходимо проговаривать стишки, песенки, помогать ребенку с выполнением команд, хвалить
ребенка. Аутики очень хорошо
чувствуют искреннюю похвалу и радость.
Ребенок должен получать удовольствие от
занятий.
После окончания занятий не следует сразу уезжать – покормите лошадь, приучайте ребенка благодарить лошадь за работу с ним,
по разрешению иппотерапевта ребенок может поучаствовать в
выполнении мелких дел - помочь отнести на место упряжь, закрыть ворота конюшни и т.д. Это социализирует ребенка.
Погуляйте с ребенком немного -
это способствует снятию напряжения мышц ног. К тому же часто
езда на лошади оказывает приятно-возбуждающий
эффект и лучше дать ребенку немного выплеснуть радостную энергию
после занятий.
По приезду домой ребенку необходимо
принять горячую ванну с расслабляющими средствами (солями и маслами).
Соблюдение этих нехитрых правил
значительно поможет улучшить результаты иппотерапии для детей – аутиков. Они всегда будут в той или иной мере
положительными, и в силах родителей помочь сделать их более результативными. |