Суббота, 22.02.2020, 13:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


                                   Красноармейский центр социальной реабилитации  детей-инвалидов  "Милосердие"                                     

Каталог файлов

Главная » Файлы » страничка учителя-реабилитолога

Массаж для детей-инвалидов
13.08.2013, 11:03

На вопросы отвечает Елена Анатольевна Бердникова, педагог и массажист из г. Екатеринбурга.

 Очень часто детям назначают массаж. Если для здорового ребенка это средство развития, то для ребенка с заболеваниями – это своего рода лекарство. При каких заболеваниях чаще всего врачи назначают массаж?

- Курс массажа назначают деткам при следующих заболеваниях:
Врождённая мышечная кривошея
Врождённый вывих, подвывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава
Врождённая косолапость
Пупочная грыжа
Перинатальное поражение центральной нервной системы(повышение, понижение, ассиметрия мышечного тонуса)
Гипотрофия
Рахит
Плоскостопие
Нарушение осанки
ДЦП
Задержка психического развития
Нарушение речевого развития и т.д.
- Отличается ли по методике проведения массаж, который делается детям с разными заболеваниями? (ДЦП – один вид массажа, проблемы ортопедии – другой)
- Конечно, отличается. У детей с ДЦП мышцы либо напряжены (гипертонус), при массаже их нужно расслаблять, воздействуя медленно и монотонно, либо расслаблены (гипотонус), тогда нужно стимулировать группы мышц. 
Массаж очень специфический, часто некомфортный для ребёнка, т.к. во время проведения мышцы малыша «заставляют работать». 
Существуют и нетрадиционные методы массажа для таких деток. Вообще работа с такими малышами ведётся в комплексе с лечением у детского невролога, ортопеда (при необходимости используются корригирующие этапные гипсовые повязки, протезно-ортопедическая обувь, стельки), восстановительный массаж, физиотерапия, нетрадиционные методы (иглорефлексотерапия, БАДы). 
При ортопедических проблемах массаж сочетается с лечебной гимнастикой, физиотерапией, лечением положением, обязательным наблюдением у ортопеда. И массаж, и гимнастика довольно специфические для каждого заболевания.
- Детям-инвалидам как часто делается массаж в течение года, как часто, если учесть различные заболевания? 
- Детям-инвалидам массаж назначает доктор, самодеятельность в этих случаях не всегда бывает полезна для ребёнка. Доктора принимают деток с родителями в специальных центрах для детей-инвалидов, где с ними работает целый штат специалистов. Там же родителей обучают гимнастике и массажу, который они могут делать дома самостоятельно без ущерба для здоровья ребёнка. Желательно проводить не менее 6 курсов массажа в год по 30 процедур.
***Детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата массаж также назначает доктор (ортопед). Как правило, назначение даётся после УЗИ-обследования. Это УЗИ тазобедренных суставов при дисплазии, шейного отдела позвоночника при мышечной кривошее и т. д. После курса массажа, результат оценивается в течение месяца. А затем доктор осматривает малыша и даёт следующие рекомендации: либо повторить курс массажа, либо провести курс ЛФК, либо делаются другие назначения.
***При ППЦНС курс массажа назначает невролог, по опыту - не менее 4 курсов за 1 год жизни. 
***Гипотрофия и рахит бывают 1, 2 и 3 степени тяжести. 1степень – лёгкая, в данном случае, как правило, проводится общий массаж и гимнастика по возрасту, при 2 (средней тяжести) и 3 степени тяжести (тяжёлые проявления) проводится более лёгкий массаж и гимнастика.
- Частая проблема ДЦП, такому ребенку-инвалиду требуется индивидуальная программа по реабилитации, какое место в ней занимает массаж? И каких результатов можно добиться с помощью массажа? 
- ДЦП диагностируется с 4-6-8 месяцев, при оценке развития мышечной активности ребёнка. Действительно, для каждого малыша разрабатывается специальная индивидуальная программа, включающая и массаж. С помощью массажа можно расслабить напряжённые мышцы, снять, или уменьшить гипертонус мышц, в зависимости от степени поражения, либо, наоборот, при мышечном гипотонусе заставить мышцы напрягаться. 
В любом случае массаж оказывает положительное регуляторное влияние на деятельность всех физиологических систем организма, посредствам рефлекторного воздействия на центральную нервную систему, а также улучшает трофику и кровообращение в коже, подкожно-жировой клетчатке и мышцах. В зависимости от применяемой техники и приемов может оказывать как тонизирующее, так и расслабляющее действие. Укрепляет костно-мышечный каркас, обеспечивая стабильную вертикализацию и адекватную работу внутренних органов.
- Может ли мамочка сама проводить массаж, пусть не профессиональный, поддерживающий, между сеансами профессионального массажа? Где этому учат?
- Конечно, мама может, даже должна сама проводить массаж своему малышу. Это в первую очередь нежные поглаживания, растирания малыша, гимнастика по возрасту, развивающие спортивные игры. Исследования подтвердили, что ранние прикосновения мамы к малышу снижают в детском организме уровень гормонов стресса, способствуют набору веса и повышают иммунитет. Но чтобы быть уверенной, лучше предварительно попросить врача показать некоторые приемы. Благодаря прикосновениям мамы у ребенка создается чувство защищенности и любви. Массаж – хороший способ пообщаться с малышом, передать ему свою любовь и заботу, а также зарядиться хорошим настроением, ведь, как известно, контакт с ребенком улучшает психологическое состояние мамы.
Рекомендации по их проведению может дать педиатр, невролог, ортопед, медсестра по ЛФК, массажист. Есть много литературы по детскому массажу, видеокурсов на dvd дисках, на многих интернет-сайтах для родителей, конечно, есть и курсы детского массажа при государственных (мед. колледж) и коммерческих образовательных учреждениях. Когда я работаю с малышом, то обязательно показываю мамочкам комплекс гимнастики и элементарные массажные движения, которые она может проводить с малышом в промежутках между курсами массажа.
- У детей с задержкой психического развития наблюдаются ли изменения к лучшему после массажа? 
- Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние. 
Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук. 
Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам. 
Исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. 
Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность. Возможна и обратная реакция – вялость, апатичность, замкнутость. 
Безусловно, при надлежащих занятиях, усердии со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей, медиков и педагогов. Одним массажем здесь не обойтись, хотя и массаж даёт свои значимые результаты. 
Диагностировать задержку возможно в возрасте 3-4 года. В детских дошкольных учреждениях проходят занятия с малышами, начиная с первых дней поступления их в ДДУ. Часть детей хорошо справляются с образовательной программой, а некоторые детки с трудом овладевают ею. На таких деток обращается особое внимание персонала ДДУ (педагогов, медиков, логопедов, психологов). С ними ведутся дополнительные коррекционные занятия, подключаются к активной работе родители. В некоторых случаях результат очень радует и детей, и родителей, и педагогов, а иногда результаты огорчают. Это зависит от степени задержки, желания родителей помочь своему чаду, квалификации персонала ДДУ. 
Чтобы вам не пришлось «выправлять» задержку, занимайтесь с малышом с рождения, старайтесь уделять ему внимание тогда, когда это необходимо вашему чаду, подключайте к воспитанию и развитию всех членов семьи. Массаж приносит пользу ребенку с первых дней жизни, так как он развивает и укрепляет мышцы, способствует тренировке сердечно-сосудистой системы, положительно влияет на нервную систему и способствует лучшему пищеварению. Массаж имеет огромное значение и для эмоционального развития крохи. 
Как известно, малыши, которым регулярно делают легкий профилактический массаж, лучше спят, меньше капризничают и бывают более общительными и спокойными, соответственно массаж влияет и на развитие мозговой деятельности, на формирование многих психических функций: логического мышления, слухового и зрительного восприятия, памяти.
Категория: страничка учителя-реабилитолога | Добавил: Директор
Просмотров: 4851 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1 Директор   [Материал]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0