Игра – это важнейшая форма активности ребенка. Игра позволяет детям отдохнуть, вносит разнообразие в монотонную деятельность, снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Игры интенсивно вовлекают ребенка в иное психологическое состояние, рождают чувство азарта, активизируют интеллектуальные процессы.
Рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их нужно только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами.
Наиболее сложные для аутичных детей - коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры нужно использовать после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Подвижные игры
«Рукавички» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
«Щепки на реке» (Фопель К. 1998)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе - Вода одной реки.
По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут двигаться по Воде: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.
«Охота на тигров»(Карпова Е,В,, Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
«Покажи нос» (Васильева E.fl.)
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает путать детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
«Кто я?» (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был.
«Придумки» (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....). Как ты думаешь, что произошло?
Затем Таня ... (Педагог показывает карточку №2.....) и т. д (рис. 9).
Рис. 9. Наглядный материал к игре Придумки
«Покажи по-разному» (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. 1 этап игры: Взрослый говорит:
Ч Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота .... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».
Ч Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
11 Шпаргалка для взрослых
Ч Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
-*- Я иду медленно, а вот я иду... Как?
Ч Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
Ч Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю... 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься и т.д.
«Солнечный зайчик» (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь. Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день зеркальце.
Игры за партами
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения.
«СОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ» (Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки одна из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.
Содержание Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок (Танграм, Квандрат Пифагора, Сложи квадрат и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ (Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
Содержание На левую руку ребенку надевают волшебный мешочек, в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Примечание Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: Выбери такой предмет, как я тебе покажу. Или более сложный вариант: Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции. |