Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном
виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,
установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей
социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в
качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и
включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под
влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и
направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее
условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является
культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным
совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее
результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация
рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с
различными социальными группами, институтами, организациями, в результате
которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс,
продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной
реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия
с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как
подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление,
адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее
возможным условием нормального функционирования общества.
Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального
процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом
личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие
крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них
называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного
содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений.
Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным
следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.
Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным
сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои
действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко
небезразлично для социального здоровья общества.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как
самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во
многих случаях и поддерживаемы.
В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине,
организованности, и даже целостности общества.
Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее
социальной и нравственной ответственностью.
У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная
ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности
общества перед личностью.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и
общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ
передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему
общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта
трактовка является наиболее традиционной для современной социологической
литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального
становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального
опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной
реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член
того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс,
длящийся на протяжении всей жизни человека.
Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны.
Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием
различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой
противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв
социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной
реабилитации - инвалиды.
Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна
для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и
таланту и даже к красоте. Все люди так или иначе, отличающиеся от нас,
вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются
составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них
могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление.
Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от
понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического
подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами
родителей, детей с … и специалистами, с которыми они имеют дело.
Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс "навешивания"
ярлыков, при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии
или расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или
расстройства.
Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию
новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной
дискриминации.
Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова, которые
употребляют при описании таких людей, отражают и определяют состояние наших
умов. Практика и структура предназначенных для них учреждений, внедряясь в
наше сознание, создают соответствующий настрой в умах.
Примеры систематической борьбы с сегрегацией в отношении людей с низкими
способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с
самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности
включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине
недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках
обучения.
Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет
решения о том, кто их должен посещать.
Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий социальной
реабилитации? Какие проблемы возникают в процессе их социальной реабилитации,
вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные
формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования,
культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и
т.д. Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень.
Социальные проблемы первого порядка - это проблемы, затрагивающие общество в
целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства,
направленных на создание равных возможностей для всех детей. Одной из
наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и
государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в
различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в
создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и
т.д.
Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель
является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в
специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -
иждивенческих жизненных ориентации.
Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы
отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина
"инвалид", который, в силу сложившейся традиции, несет в себе
дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам как к
социально бесполезной категории.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие "человек с ограниченными возможностями", которое
стало все чаще использоваться в российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории
взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения
социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается
медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной
проблемой неравных возможностей.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -
государство". Суть этого изменения состоит в следующем:
- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов
со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности
ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема
является следствием не только субъективного фактора, каковым является
состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом
социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые
санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,
общественного транспорта, социальных служб.
- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив,
как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои
дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает
неравенство возможностей;
- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных
потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему
инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу
его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих
снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной
реабилитации и индивидуального развития. |