Вторник, 18.02.2020, 10:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


                                   Красноармейский центр социальной реабилитации  детей-инвалидов  "Милосердие"                                     

Каталог файлов

Главная » Файлы » страничка учителя-логопеда

Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями.
29.08.2013, 14:56

 С помощью речи человек общается с окружающими, на основе речи развивается мышление. У нормального ребенка речь развивается рано. У умственно отсталого ребенка снижена познавательная деятельность. Нормальный ребенок уже в возрасте до года прислушивается к речи взрослого, понимает обращенную к нему речь и сам знает несколько слов, на третьем году он употребляет простые и даже сложные предложения, запоминает небольшие стихи и сказки.
Речь умственно отсталого развивается с опозданием и имеет немало дефектов. В ней отсутствуют, искажаются некоторые звуки. Нередко наблюдаются косноязычные, заикание, невнятная речь, запас слов беден. Умственно отсталые дети не правильно употребляют и соединяют слова в предложениях, часто не понимают речи окружающих. Если ученик приходит в школу с такими дефектами речи, это отрицательно влияет на усвоение материала учащимися. Некоторые речевые недостатки умственно отсталого ребенка возникают как вторичные ( на основе первоначального дефекта).
эти дефекты речи могут остаться у отсталого ребенка. Поэтому очень важно, чтобы в семье своевременно начали исправление недостатков речи, помогли ее развитию. В трудных случаях рекомендуется обязательно пользоваться советами логопеда. Умственно отсталого ребенка нужно побуждать к речи, чаще общаться с ним, разговаривать и обязательно выслушивать все, что он говорит. При этом старшие в семье должны показывать пример правильной речи. С ребенком надо разговаривать четко, внятно, выразительно, чуть замедленно и немногословно. Важно, чтобы ребенок видел, как взрослый произносит слова.

С раннего детства можно формировать правильное дыхание и правильную роботу речевого аппарата ребенка. Для этого ежедневно, как бы играя, следует проводить гимнастику языка, губ, щек: открыть и закрыть рот, растянуть и вытянуть губы, облизать кончиком языка губы, надуть щеки и т. д. Такая подготовка обеспечит успех роботы, проводимой с целью исправления и формирования звуков.
С трехлетнего возраста следует ежедневно упражнять ребенка в правильном произношении звуков. При этом надо предварительно выявить, какие звуки ребенок произносит неверно и какие он произносит правильно, так как в процессе постановки звуков и слогов придется опираться на те, которые произносятся правильно.
Хорошо тренировать речь ребенка в игровой деятельности. Так, например, в игре «Поезд» ребенок дифференцирует звук Ш, а в игре «Гуси-лебеди» - Г и т. д. От постановки звуков следует переходить к слоговым упражнениям ( ба-ба, бу-бу, бе-бе, па-па) , а затем- произнесению целых слов (баба, папа).
Речь отсталого ребенка обогащается тогда, когда слово связывают с показом того или иного предмета. Взрослый должен  попросить ребенка повторить слово. После этого следует опять назвать предмет и предложить ребенку его показать. Так можно многократно, систематически упражняя ребенка, пополнить его словарь. Новые слова необходимо часто повторять и закреплять в разговоре с умственно отсталыми детьми. При этом надо поощрять словом его старания. От слов ребенок переходит к фразам, предложениям. Чтобы научить ребенка говорить целыми предложениями, ему надо предлагать вопросы. Ответы должны даваться в виде правильно построенных фраз. Следует как можно чаще беседовать с ребенком, втягивать его в разговор. Упражнения в речи лучше всего связывать с деятельностью ребенка, особенно с игровой. Ребенка надо знакомить с книгой, разговаривать в связи с рассматриванием картинок и чтением книг.

Рекомендуется множество дидактических игр, которые пробуждают познавательные интересы и развивают речь. Если ребенок заикаеться, приучайте его к медленной, плавной, певучей речи.
Умственно отсталый ребенок обычно задает мало вопросов, среди этих детей не найти «почемучек». Родители должны приучить ребенка интересоваться явлениями окружающей жизни. С этой целью ему надо задавать вопросы: Для чего нужен предмет? Из чего он сделан? Расскажи, что нарисовано на картинке? Что делают здесь люди? Какого цвета платье на девочке? Где происходит действие, в какое время года? Следует постепенно развивать у ребенка любознательность и приучать его к тому, что бы он сам задавал вопросы. Влияние семьи на развитее умственно отсталого ребенка исключительно велико. Семья может исправить недостатки и ускорить развитие речи ребенка, но иногдпп по вине семьи задерживаеться ее развитее. Развитее речи содействует общему развитию ребенка, и прежде всего развитию восприятия, наблюдательности, мыщлению.
В то время как нормальный ребенок в дошкольном возрасте интересуется не только предметом, но и тем как этот предмет образовался, почему, зачем, для чего он нужен, отсталый ребенок про нормальном зрении и слухе не умеет вслушиваться, всматриваться, наблюдать, удерживать свое внимание, схватывать основные явления, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Он не имеет внутренних побуждений, пассивен, безучастен, не обращает внимание на окружающие его явления. Поэтому восприятие у отсталого ребенка неполное, замедленное, а представление об окружающий действительности бедны. При поступлении в школу умственно отсталые дети не имеют нужных элементарных представлений: часто не могут назвать своего возраста, адреса, определить время дня года, не знают название животных, птиц, овощей. Они говорят: « Морковка растет в магазине» , « Грибы – на рынке», «У кошки две ноги». Это обьясняеться не только особенностями отсталого реьенка, но и тем, что в семье не руководили его развитием.

Категория: страничка учителя-логопеда | Добавил: Педагог
Просмотров: 542 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0