С помощью речи человек общается с окружающими,
на основе речи развивается мышление. У нормального ребенка речь развивается
рано. У умственно отсталого ребенка снижена познавательная деятельность.
Нормальный ребенок уже в возрасте до года прислушивается к речи взрослого,
понимает обращенную к нему речь и сам знает несколько слов, на третьем году он
употребляет простые и даже сложные предложения, запоминает небольшие стихи и
сказки.
Речь умственно отсталого развивается с опозданием и имеет немало дефектов. В
ней отсутствуют, искажаются некоторые звуки. Нередко наблюдаются косноязычные,
заикание, невнятная речь, запас слов беден. Умственно отсталые дети не
правильно употребляют и соединяют слова в предложениях, часто не понимают речи
окружающих. Если ученик приходит в школу с такими дефектами речи, это
отрицательно влияет на усвоение материала учащимися. Некоторые речевые недостатки умственно отсталого ребенка возникают
как вторичные ( на основе первоначального дефекта).
эти дефекты речи могут остаться у отсталого ребенка. Поэтому очень важно, чтобы
в семье своевременно начали исправление недостатков речи, помогли ее развитию.
В трудных случаях рекомендуется обязательно пользоваться советами логопеда.
Умственно отсталого ребенка нужно побуждать к речи, чаще общаться с ним,
разговаривать и обязательно выслушивать все, что он говорит. При этом старшие в
семье должны показывать пример правильной речи. С ребенком надо разговаривать
четко, внятно, выразительно, чуть замедленно и немногословно. Важно, чтобы
ребенок видел, как взрослый произносит слова.
С раннего детства можно
формировать правильное дыхание и правильную роботу речевого аппарата ребенка.
Для этого ежедневно, как бы играя, следует проводить гимнастику языка, губ,
щек: открыть и закрыть рот, растянуть и вытянуть губы, облизать кончиком языка
губы, надуть щеки и т. д. Такая подготовка обеспечит успех роботы, проводимой с
целью исправления и формирования звуков.
С трехлетнего возраста следует ежедневно упражнять ребенка в правильном
произношении звуков. При этом надо предварительно выявить, какие звуки ребенок
произносит неверно и какие он произносит правильно, так как в процессе
постановки звуков и слогов придется опираться на те, которые произносятся
правильно.
Хорошо тренировать речь ребенка в игровой деятельности. Так, например, в игре
«Поезд» ребенок дифференцирует звук Ш, а в игре «Гуси-лебеди» - Г и т. д. От
постановки звуков следует переходить к слоговым упражнениям ( ба-ба, бу-бу,
бе-бе, па-па) , а затем- произнесению целых слов (баба, папа).
Речь отсталого ребенка обогащается тогда, когда слово связывают с показом того
или иного предмета. Взрослый должен
попросить ребенка повторить слово. После этого следует опять назвать
предмет и предложить ребенку его показать. Так можно многократно,
систематически упражняя ребенка, пополнить его словарь. Новые слова необходимо
часто повторять и закреплять в разговоре с умственно отсталыми детьми. При этом
надо поощрять словом его старания. От слов ребенок переходит к фразам,
предложениям. Чтобы научить ребенка говорить целыми предложениями, ему надо
предлагать вопросы. Ответы должны даваться в виде правильно построенных фраз.
Следует как можно чаще беседовать с ребенком, втягивать его в разговор.
Упражнения в речи лучше всего связывать с деятельностью ребенка, особенно с
игровой. Ребенка надо знакомить с книгой, разговаривать в связи с
рассматриванием картинок и чтением книг.
Рекомендуется множество
дидактических игр, которые пробуждают познавательные интересы и развивают речь.
Если ребенок заикаеться, приучайте его к медленной, плавной, певучей речи.
Умственно отсталый ребенок обычно задает мало вопросов, среди этих детей не
найти «почемучек». Родители должны приучить ребенка интересоваться явлениями
окружающей жизни. С этой целью ему надо задавать вопросы: Для чего нужен предмет? Из чего он сделан? Расскажи, что нарисовано на
картинке? Что делают здесь люди? Какого цвета платье на девочке? Где происходит
действие, в какое время года? Следует постепенно развивать у ребенка
любознательность и приучать его к тому, что бы он сам задавал вопросы. Влияние
семьи на развитее умственно отсталого ребенка исключительно велико. Семья может
исправить недостатки и ускорить развитие речи ребенка, но иногдпп по вине семьи
задерживаеться ее развитее. Развитее речи содействует общему развитию ребенка,
и прежде всего развитию восприятия, наблюдательности, мыщлению.
В то время как нормальный ребенок в дошкольном возрасте интересуется не только
предметом, но и тем как этот предмет образовался, почему, зачем, для чего он
нужен, отсталый ребенок про нормальном зрении и слухе не умеет вслушиваться,
всматриваться, наблюдать, удерживать свое внимание, схватывать основные
явления, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Он не имеет внутренних
побуждений, пассивен, безучастен, не обращает внимание на окружающие его
явления. Поэтому восприятие у отсталого ребенка неполное, замедленное, а
представление об окружающий действительности бедны. При поступлении в школу умственно
отсталые дети не имеют нужных элементарных представлений: часто не могут назвать
своего возраста, адреса, определить время дня года, не знают название животных,
птиц, овощей. Они говорят: « Морковка растет в магазине» , « Грибы – на рынке»,
«У кошки две ноги». Это обьясняеться не только особенностями отсталого реьенка,
но и тем, что в семье не руководили его развитием. |