Советы логопеда
заботливым родителям.
• Начнем с вас. Даже если вы молчаливы от
природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к
нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому
сопровождайте свои действия словами.
• Встреча взглядов. Озвучивайте любую
ситуацию — но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не
говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок
чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или
говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
• Говорите четко. Говорите просто, четко,
внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к
интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение,
старайтесь произносить как можно более выразительно.
• То же, но по-разному. Повторяйте помногу
раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «ПАПА ПРИШЁЛ. ПРИШЕЛ
НАШ ПАПА». «МЯЧИК УПАЛ. ВОТ И УПАЛ». Это позволяет ребенку легче услышать и
понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил
какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не
единожды.
• Не переусердствуйте. Не употребляйте
слишком много длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу
большое количество заведомо незнакомых слов.
• Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.
Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в
10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
• Все чувства - в союзе с речью. Очень
важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не
только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть -
изучать различными способами. Если вы видите, что
ребенок
что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз
- коротко, четко, выразительно.
• В основе речи - стремление к общению. Как
бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание
вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его
в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный
взгляд).
• Учите в игре. Обратите внимание:
побуждаете не вы, а ситуация.
• Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет
словами на 2 уровнях: понимает его - это пассивный словарь, говорит - это
активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс
понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в
дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая
вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в
активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная
утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и
конечно, имена родственников и близких людей.
• Читайте, читайте, читайте... Читайте
короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это
надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много
раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите
его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока
ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не
договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу
Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
• Пальцы помогают речи. Обратите внимание на
развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование,
пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в
будущем и письму.
|